Большое количество деток-аутистов может стать еще одной бедой цивилизации. В последние десятилетия отмечается устойчивое увеличение количества диагностирования такого сложного специфичного отклонения, как аутизм – «погружение в себя». Аутизмом принято считать особую форму нервного расстройства. Для детей с таким диагнозом характерно выраженное одиночество, навязчивое стремление к сохранению привычной обстановки, острая реакция на тактильные воздействия, бедность эмоциональных проявлений, отстраненность от реальной жизни в пользу внутреннего мира.
Сложности раннего диагностирования
Поведенческие отклонения в возрасте до года заметить не так просто, особенно если у родителей это первенец. Ситуация проясняется, как правило, к двум-трем годам. До этого времени ребенок может развиваться без особых проблем. Даже педиатры и детские психиатры не в состоянии рассмотреть в ранних признаках намек на неправильность развития. Родители и врачи часто рассчитывают на возможность «перерастания» тех или иных тревожных симптомов. Также не существует и специальных анализов, которые бы ускорили диагностирование аномалии. Заключение делается только на основании наблюдения за поведением малыша.
Что указывает на возможное наличие проблемы?
Наблюдая за младенцем, следует обращать внимание на такие реакции:
- ребенок не улыбается, не гулит, не отвечает на мимику взрослых;
- не проявляет признаков привязанности к родителям;
- никаким образом не выделяет маму среди всех домочадцев;
- не смотрит в глаза, отворачивается;
- может часами лежать и не подавать признаков беспокойства или, наоборот, беспричинно плакать;
- несоизмеримо остро реагирует на малейший шум, смену обстановки;
- не тянет ручки при приближении отца или матери;
- не любит, когда его прижимают, берут на руки и не пытается улучшить свою позу, находясь на руках у взрослого;
- сильная привязанность к какой-то игрушке или ее нефункциональной части;
- ребенка очень сложно отвлечь, если он на чем-то сосредоточился;
По мере взросления более типичными становятся признаки заболевания, и уже к двум годам большая часть родителей начинает понимать, что с их малышом что-то не так:
- его лепет не усложняется;
- ребенок не проявляет интереса к людям, больше к предметам;
- либо не разговаривает совсем, либо издает повторяющиеся звуки, слова;
- подергивает ручками или делает другие странные движения;
- может долго сидеть на одном месте и раскачиваться со стороны в сторону, повторять одну и ту же фразу, вертеться;
- нарушается нормальный сон, появляются страхи;
- отсутствие реакции на обращение, равнодушие к другим детям, все большая отстраненность;
- агрессия, неуправляемый страх.
В нашей стране, к сожалению, аутизм – это практически приговор. Деток не возьмут в обычную школу или сад. Все заботы по развитию и адаптации ложатся на плечи родителей. Аутисты не умеют выражать свои чувства и понимать чувства других людей.
Это не лечится, но достаточно эффективно корректируется, особенно при ранней диагностике заболевания. Специальная образовательная программа, медико-психологическая помощь, семейная терапия дают хорошие устойчивые положительные результаты. Больших успехов в лечении деток-аутистов достигли американцы. Они отвергают медикаментозную терапию, назначают правильную диету, витамины, посещение барокамеры для насыщения кислородом клеток мозга, а также позитивную «шоковую терапию», которая выводит детей из замкнутого мира – плаванье с дельфинами, активные путешествия, лошади и т.п.