Громкая тема последних дней: девушка-подросток из Бурлинского района, которая с улыбкой отрубила голову котенку, сняла на видео и выложила это в соцсети. Что может стать причиной зверских поступков, об этом поговорили с детским психологом, арт-терапевтом Евгенией Кондрашовой.
- Что является причиной подобного поведения подростков? Как вообще человек в здравом уме может решиться на подобный поступок и ещё выложить в соцсети на всеобщее обозрение?
- Если рассматривать эту ситуацию, как и многие другие похожие, причин может быть несколько. Очень важное влияние на ребенка, на его развитие оказывает среда, в которой он формируется: в первую очередь, это семья, наличие какого-либо нежелательного поведения в семье, окружение ребенка, школа, подростки, с которыми ребенок взаимодействует, поэтому факторов может быть много. Возможно, ребёнок желал получить какое-то внимание. Тем более, что соцсети - это сейчас очень популярная возможность раскрутиться и привлечь к себе максимум внимания, соответственно где-то ребёнок его недобирал, недополучал. Возможно, это желание доминировать и вылить свою агрессию, какие-то неотработанные эмоции, желание продемонстрировать, чтобы опять-таки на него обратили внимание. То есть существует целый ряд факторов, который может быть причиной происходящего.
- В данном случае в ситуации живодёрок из Бурлинского района к такому поведению, казалось бы, предпосылок нет, то есть девочка учится хорошо, есть какие-то успехи в спорте, семья благополучная, родители адекватные. В этом случае что может послужить причиной?
- Ну вот вы сказали: учится хорошо, есть успехи в спорте. Возможно, какое-то давление на ребёнка послужило причиной, потому что чтобы учиться хорошо, чтобы быть правильным и везде успевать, тоже очень много ресурсов нужно затратить. Но я не знакома лично с ребёнком, не знаю истории, не знаю сути взаимодействия в семье, поэтому здесь, конечно, желательно разбираться специалисту, который сможет проработать ситуацию. Я считаю, необходимо сейчас помочь семье разобраться с происходящим и как-то помочь этой девушке.
- С какого возраста и как нужно приучать ребёнка к тому, что обижать слабых, беззащитных плохо, что этого нельзя делать, что за это непременно будет наказание?
- Есть такое мнение, оно бытует и в психологии, и среди родителей, что дети до определенного возраста достаточно жестоки. Почему так происходит? Потому что в силу своего формирования ребёнок в определенный момент жизни, в 4-5 лет, начинает отслеживать, что, оказывается, кому-то может быть больно. Он начинает учиться чувствовать боль, эмоции других детей и взрослых. Поэтому задача родителя - с раннего возраста помогать ребенку развивать его эмоциональный интеллект.
- С какого конкретно возраста и как?
- С самого младенческого возраста. Малыши, даже самые крошечки, уже понимают, и когда мама, например, обожглась, то восклицать: “Ай, больно, пожалей”. Какая-то маленькая собачка, щеночек - помогать ребенку понять, что он чувствует, какую-то помощь оказать, поддержку тому или иному существу, человеку. Поэтому желательно заниматься ребенком в принципе с момента появления на свет.
Очень важно отслеживать, есть ли какие-то нежелательные проявления у ребенка, потому что порой просто бывают определенные отклонения в психике ребёнка. Здесь нужно обращаться к соответствующим специалистам. Например, если вы сказали, что собачке больно, а ребёнок наоборот заинтересовался и ещё раз причинил боль. В таких случаях очень важно отметить, как ребёнок ещё раз пробует: он смотрит на реакцию родителей, то есть он это делает для того, чтобы привлечь внимание мамы с папой, или он пробует и получает удовольствие, радуется, ему нравится, когда тот или иной субъект его агрессии испытывает боль. В этом случае родителям желательно обратиться за дополнительной помощью, переговорить с воспитателем или учителем, выяснить, проявляет ли он подобное поведение в окружении своих сверстников. Если ребёнок это делает исключительно напоказ для родителей, бабушки, дедушки, то тут вопрос того, насколько он дополучает необходимые заботу, любовь и насколько он научился правильно или неправильно ее просить.
- Есть ли вероятность, что какой-нибудь подросток решит последовать примеру бурлинской живодерки, выставит на публику издевательство над кем-то? Что делать, чтобы не было эффекта негативного воздействия СМИ?
- Безусловно, негативный эффект может быть, никто от этого не застрахован. Очень много про это говорят, какая плохая девушка, как всё плохо, как всем вокруг из-за неё плохо, и очень много внимания приковано к этому, негатива. Я считаю, что в данном случае очень важно обратить внимание на профилактику, то есть чтобы дети не доходили до состояния, когда они могут выместить свою агрессию никаким иным способом, кроме как подобным. Когда дети очень сильно хотят популярности, а это опять-таки нехватка внимания, они начинают нежелательным способом требовать эту популярность, поэтому, возможно, кто-то из подростков посмотрит: “Ой, как здорово, вокруг неё всё, я тоже хочу так попробовать!” Естественно, такой подросток инфантильный, незрелый.
Поэтому очень важно обращать внимание, проводить диагностику в школах, в том числе профилактические работы, беседы, тренинги на помощь окружающей среде, на выявление каких-то трудных ситуаций. То есть не исправлять ситуацию, когда она уже случилась, а постараться предотвратить подобные ситуации. Если обратить внимание на статистику, то подобных ситуаций становится с каждым годом всё больше и больше, в том числе у нас в крае. Видимо, все меры, которые принимались до этого, они не работают на профилактику; Значит, надо задуматься на общекраевом и российском уровне.
- Вы говорите про тренинги, беседы. Что за тренинги это могут быть? Что в ходе этих бесед необходимо донести до ребенка? Потому что фразы, что это плохо и последует наказание, не могу сказать, что это было бы эффективно...
- Вы правы, потому что если просто сказать “это плохо”, наоборот, хочется попробовать. Такая противоречивость есть в этом возрасте, определенном, кстати. Согласно исследованиям, в возрасте от 11 до 16 лет дети больше всего подвержены подобному проявлению жестокости именно над животными, то есть над кем-то более слабым. Соответственно, если уже есть исследования и известен возраст, то этой возрастной группе мы уделяем максимум внимания.
Что можно сделать в первую очередь? Развивать эмоциональный интеллект детей. В целом это умение отследить свою эмоцию, умение её транслировать человеку, который рядом, умение её срегулировать, то есть не просто разозлиться и бежать и бить кого-то, условно говоря (здесь ведь тоже, возможно, был фактор злости, гнева, и вот он вылился таким образом), а выражает его конструктивным образом. Если ребенок этого не умеет, то задача взрослого - научить его этому. Справедливости ради, не все взрослые сейчас умеют активно справляться со своими эмоциями правильно.
- А вот тренинги в школах, что в ходе этих тренингов может происходить?
- Тут целую программу, комплекс можно составлять, где дети друг с другом проигрывают какие-то ситуации. Возможно, это какие-то ситуации, где можно поиграть в ролевые игры, где человек побудет в роли, например, того, кого обидели, или того, кто обижает, чтобы понять, что происходит с тем, кто обижается, что происходит с тем, кто захотел обидеть. Потому что дети сейчас говорят: “Фу, он злой”. Но не бывает злых, бывает человек, который проявляет злость, гнев, который чувствует эту эмоцию, но сам по себе он не злой, не плохой, не хороший, просто человек, который имеет огромный спектр эмоций, чувств, которые важно слышать и учиться выражать. А если он не умеет, если вы не научили, то он обращается к ранним, генетическим реакциям, то есть то, что ему природа, условно говоря, дала. Во всех нас содержится жестокость, чтобы мы защищались в случае опасности. Вот то, что природа дала, тем человек и пользуется.
- Может ли помочь ребенку воспитать в нём чувствительность наличие домашнего животного? Стоит ли покупать кошечку, собачку с самого раннего возраста, чтобы привить ребенку любовь, ответственность за беззащитных?
- Как вариант, возможно, если родитель готов за этой кошечкой-собачкой следить, если он будет демонстрировать, а как это - заботиться о том или ином животном. Если родитель готов транслировать эту заботу и передавать ответственность в зависимости от возраста ребёнка, то есть если ребенку 4 года, предложить: “Давай вместе хомяка покормим”, если 8-9 лет, то сам пусть гуляет с собачкой, какой-то круг обязанностей с этим животным, то почему бы и нет. Но если у ребенка есть собачка, котёнок, но папа, например, бьёт маму, то животные не факт что помогут, потому что он видит в среде возможные отношения близкого к другому.