Когда кроха появляется на свет, каждой маме интересно, как будет развиваться ее малыш, что он должен уметь и как себя вести. Конечно, любой малыш – индивидуальность и развивается по-своему, но все же существуют приблизительные нормы, по которым можно ориентироваться, как развивается кроха.
Первый месяц жизни
Первый месяц для ребенка – адаптивный. Кроха старается принять окружающий его мир, поэтому организм начинает работать в полную мощь. Что может новорожденный?
- Малыш старается фиксировать свой взгляд на ярких предметах. Реагирует на появление мамы и папы.
- Возможна первая улыбка крохи. Она еще неосознанная, но радует родителей.
- Ребенок старается удержать головку лежа на животике, но это только попытки.
В первый месяц жизни кроха практически постоянно спит. Но у него уже присутствуют сосательные, поисковые, хватательные рефлексы. Ребенок нуждается в постоянном присутствии матери. Этот психологический аспект развития крохи нужно учесть в первую очередь.
Второй месяц жизни
Малыш уже днем больше бодрствует, а спит преимущественно ночью. Кроха узнает мамины прикосновения, голос, лицо. Реагирует на разговор с ним. Малыш в два месяца может:
- Следить глазками за движущимися предметами.
- Активно общаться с мамой посредством улыбки, быстро реагировать на происходящее.
- Спокойно рассматривать интерьер комнаты, игрушки, которые висят у него в кроватке.
- Постоянно машет ножками и ручками. Старается управлять телом.
Кроха старается поднять головку, и делает это более уверенно. В эмоциональном плане новорожденный активно ищет маму, если потерял ее из поля зрения, радуется ее приходу.
Третий месяц
На третьем месяце жизни малыш оживляется эмоционально и физически при виде родителей. Он уверенно дрыгает ручками и ножками, в нем отчетливо просыпается хватательный и сосательный рефлексы. Нередко малыши начинают сосать пальчик.
- Прислушивается к голосу, может различать голоса, внимательно рассматривает рот родителей, когда они говорят.
- Малыш начинает издавать звуки, когда у него какое-то эмоциональное потрясение: при виде мамы, папы или красивой игрушки.
- Может лежать на животике дольше, опираясь на предплечья. Увереннее держит головку.
- На руках у мамы в вертикальном положении держит голову.
Ребенок начинает «гулить» если у него хорошее настроение и издавать короткие звуки «а, о, у, э».
Четвертый месяц
Этот месяц самый яркий и эмоциональный по сравнению с предыдущими.
- Поворачивает голову к источнику звука. Интересуется происходящим.
- В период бодрствования громко «гулит», часто улыбается, активно двигается.
- Хватает ручками висящие над его кроваткой предметы.
- Умеет придерживать ручками грудь мамы или бутылочку во время кормления.
В 4 месяца ребенок заметно взрослеет, так сказать. Он удерживает подолгу свой взгляд, старается понять окружающих, внимательно слушает.
Пятый месяц
Малыш охотно выговаривает гласные звуки «м, п, б» , может произнести свое первое слово «мама», но пока что это неосознанно, хоть и радует маму.
- Кроха отличает близких людей от чужих. По-разному реагирует на людей, может испугаться и даже стесняться.
- Старается подолгу «гулить», своеобразно начинает общаться с близкими.
- Понимает интонацию, с которой к нему обращаются. Если вы что-то запрещаете, он понимает и начинает плакать, требуя, таким образом то, чего он желает.
- Переворачивается со спинки на животик.
- Устойчиво стоит, если взять кроху под мышки.
В 5 месяцев малыш уверенно хватает предметы, может забрать из руки взрослого игрушки.
Шестой месяц
Радость для каждой мамы – малыш начинает сидеть, но делает это не уверенно и подолгу держать его в таком состоянии не рекомендуется.
- Кроха начинает выговаривать первые слоги «ма, ба, па».
- Подолгу играется с игрушками. Длительное время держит в ручках.
- Прекрасно кушает с ложки.
- Видны первые попытки ползти.
Малыш, сидя на кроватке, уже не заваливается набок, он активно реагирует на людей, рассматривает новые места, когда гуляет на улице с мамой.
Седьмой месяц
На 7 месяце жизни кроха начинает ползать. Он активно хватает любые предметы и познает их посредством языка. Дети в этом возрасте все тянут в рот.
- Малыш долго разговаривает, «гулит», произносит по несколько раз одни и те же слоги.
- Кроха уже стучит и машет игрушками.
- Понимает разговор родителей. Когда задают ему вопрос: «Где погремушка, медвежонок?» и т.п начинает глазками искать предметы.
Реакции малыша становятся быстрыми. Он отменно ползает, мгновенно перемещается, так что иногда родители и не поспевают за крохой.
Восьмой месяц
На этом этапе развития, кроха уже активно играет с мамой. Он может проделывать достаточно трудоемкие процессы: собирать в ведерко шарики, кубики, а потом высыпать их на пол.
- Сам встает в манеже, опираясь за стенки.
- Подолгу играется с игрушками: стучит, складывает, машет, выбрасывает.
- Начинает самостоятельно кушать: кусочек яблочка, банана или хлебушка уверенно держит в ручке.
- Малыш сам встает и садиться.
- Звуки и слоги, произносимые им, более отчетливые и понятные «ва-ва-ва, бу-бу»
- Уверенно пьет из чашки взрослого. Самостоятельно пьет из поилочки с ручками.
Малыш в 8 месяцев начинает уже манипулировать родителями. Капризами добиваться своего. Криками требует взять его на ручки. Кроха уже умеет обижаться.
Девятый месяц
Малыш готов к общению, активно требует, чтобы с ним игрались, его развлекали.
- Кроха начинает повторять за взрослыми: жесты, простые слова «мама, баба».
- Различает названия игрушек. Может принести то, что вы ему сказали (кубик, зайчика, куклу или машинку).
- Радуется во время игры «ку-ку», пытается закрыть мамино лицо своими ручками. Откликается на заигрывания «догоню-догоню», «идет коза рогатая» и т.д.
- Умеет брать предметы пальчиками. В это время начинают разрабатывать мелкую моторику рук.
Малыш уже осознанно смотрит на родителей, подражает им, делиться своими игрушками.
Десятый месяц
Кроха начинает скучать по родителям. Если видит, что кто-то из них надевает верхнюю одежду (понимая, что папа или мама уходят) может закатить истерику.
- Отчетливо повторяет слоги за мамой и папой. Всматривается в губы и пытается сделать так же.
- Понимает, что от него хотят: приносит игрушку, закрывает или открывает дверьки шкафа, знает слово «нельзя».
- Смотрит внимательно на то, что делают взрослые, старается повторить: сам берет ложку и ест (пока неудачно конечно), повторяет даже за тем, как мама расчесывает волосы.
- Малыш понимает, что от него требуют: успокоиться, сесть, не трогать и т.д.
- Активно перебирает ручками игрушки. Задействованы пальчики рук.
Малыш может самостоятельно проделывать первые шаги, но придерживать его обязательно.
Одиннадцатый месяц
Малыш начинает стремиться к свободе и самостоятельности. У него уже ярко выраженный характер. Родители иногда могут недоумевать, как он реагирует на то или иное, ведь они его этому не учили. Но это уже закладываются первые навыки свободолюбия.
- Кроха начинает произносить осознанно мама, когда на нее смотрит, успешно выговаривает слоги и коротенькие слова: дай, кис, ав-ав и т.п.
- По просьбе близких людей может выполнять определенные действия.
- Кроха чувствует ритм и музыку. Часто он начинает пританцовывать.
- Может запросто собрать и разобрать пирамидку. Лучше складывает предметы.
Этот период очень интересный и для мамы, и для малыша, так как кроха начинает многое понимать, он выражает ярко свои эмоции, делает причудливые жесты.
Двенадцатый месяц
Малыш уже может начать ходить без помощи родителей. Но, иногда делает это неуклюже и часто падает.
- В словарном запасе крохи уже может быть 10 слов. Самые распространенные слова: «мама, баба, пап, чай, дай, я» и т.д.
- Легко подражает родителям.
- Обладает богатой жестикуляцией. Может показать «не найду» посредством разведения ручек в сторону, поджимает плечиками.
- Знает, чего хочет. Родителям легче понять, почему малыш плачет и что ему нужно.
- Пьет из чашки, самостоятельно ее держит.
- Понимает, когда задают ему вопросы.
В 1 год малыш уже полностью привыкает и к дому, и к уличным прогулкам, и к чужим людям. В этот период нужно знакомить малыша со сверстниками, и он будет активно с ними играть.