К сожалению, то время, когда в первом классе собиралась детвора и с нетерпением ждала уроков, где им будет открыта дверца в волшебный мир букв, цифр и счетного материала, давно прошло. Сегодняшняя школьная программа – это что-то невообразимое. С первого дня иностранные языки, информатика, родной язык (заметьте не «письмо», а прямо «язык» с правилами и домашними упражнениями) – как тут без предварительной подготовки?
Просто подготовка или усиленная подготовка?
Насчет усиленной подготовки вопрос, скорее, риторический. Все зависит от того, в какую школу вы планируете отдавать свое чадо. Если в специализированную с серьезным уклоном в гуманитарные или точные науки, то, безусловно, нужно. Да и попасть в такие учебные заведения без предварительного тестирования сложно. Зная об этом, родители стараются заранее узнать требования и в соответствии с ними ведут подготовку дома или вместе с профессиональными преподавателями. И лучше этому уделить не один год, а растянуть на полтора-два, чтобы нагрузка для ребенка была посильной. Логика, чтение, счет, азы письма, психологическая готовность – это тот минимум, на который идет упор.
Существует и несколько другая практика. Ребенка сдают в обычную школу, присматриваются к успехам, наклонностям, а затем после окончания начальных классов переводят в специализированное учебное заведение, если развитие и знания позволяют.
Школа, гимназия, лицей…
Сегодня немало бывших районных школ смогло получить статус гимназии или лицея. Именно в них стараются направить своих детей те родители, у которых есть желание дать им хороший образовательный толчок. Так ли это необходимо, и в чем принципиальные различия?
Школа – общеобразовательное учебное заведение без углубления в конкретные дисциплины. Школы обязаны принимать детей без предварительной подготовки.
Гимназия – среднее учебное заведение, которое дает ребенку универсальное многостороннее развитие. Практикуется углубленное обучение дисциплинам, зачастую по авторским программам. Старшеклассникам предоставляется выбор специализации. Упор делается на теоретические знания. Подготовка нужна.
Лицей – мало чем отличается от гимназии, дает такие же глубокие знания, но в процессе обучения большее внимание уделяется практическим моментам. Сотрудничают с ВУЗами и готовят абитуриентов специально для них.
Целесообразность дошкольной подготовки
На базе большинства школ (гимназий, лицеев) есть подготовительные классы, где детей на протяжении целого года постепенно знакомят в первую очередь с особенностями учебного процесса, а не с науками. Учат учиться и родителей, и детей. Объясняют, как правильно помочь ребенку, на что обратить внимание, как организовать работу, особенности новой школьной программы. Адаптируют детей к требованиям конкретной школы, знакомят с будущими учителями и однокурсниками. Это очень важно, когда в начале пути детки примерно одинаково подготовлены. Класс будет идти дружнее, дальнейшая успеваемость выше. Необходимо учесть, что городские классы (в отличие от деревенских, где бывает 9-12 человек) переполнены, и учитель не сможет каждому уделять достаточно внимания. Ориентир идет на сильного ученика. Каждый ребенок индивидуален, и важно чтобы с первых лет учебы он не чувствовал себя отстающим. Большую нагрузку современная школа возлагает на родителей, обязывая помогать и контролировать процесс обучения.
Вывод. Большинство первоклашек на момент первого сентября должны иметь понятие о чтении, счете в прямом и обратном порядке, о том, как держать ручку. А усиленная это подготовка или простая – решать вам.